Мечи Японии. Катана.

Катана является наверное наиболее известным и популяризированным мечом во всем мире. Благодаря возродившемуся интересу к Японии, и японскому искусству производства оружия, а также кинематографу, о ней знает каждый.
Катаны и тати, о которых нельзя не упомянуть как о старшем их собрате являют собой наиболее совершенное из известных на данный момент видов холодного оружия. Потягаться качеством изготовления и свойствами с ними может разве что только индийский булат, и некоторые из китайских клинков.
Катана обладает уникальными свойствами, которыми не обладает ни одно из оружий мира.
При феноменальной твердости, и бритвенной заточке лезвия, клинок катаны пластичен. Сочетая эти свойства клинок может служить веками, не разрушаясь. Заточка лезвия и полировка клинка катаны это целый ритуал, отступления от которого могут серьезно повредить клинок, или уменьшить его качества. Неповторимый узор клинка катаны как раз создается во время его полировки. Любоваться им можно часами. При этом, правильно заточенное и отполированное лезвие сохраняет свои качества в течении сотни лет.
Людей, которые умеют изготавливать подобные клинки в Японии охраняют как национальное достояние, эти люди пронесли сквозь века неизменные традиции изготовления клиноков, которым нет равных. Искусство их изготовления тренировалось веками, методом проб и ошибок.
В этой статье я хотел бы рассказать о самом клинке, а точнее о классификации частей его поверхности – на рисунке показаны основные части на которые делили клинок мастера Японии.
катана
Собственно клинок можно условно разделить на 2 больших части – лезвие с режущей кромкой, и хвостовик (Nakago).
А они уже разделяются на множество более мелких частей, каждая из которых несла как свое особое назначение, так и индивидуальный почерк мастера.
Опишу некоторые из них:
Кончик лезвия – киссаки (Kissaki)
Окончание хамона – Боши (Boshi)
Боковая поверхность клинка – Дзи (Ji)
Структура кромки (Светлая часть металла от Ха до Хамона) – Якиба
Рисунок идущий по кромке клинка – Хамон (Hamon)
Прогиб клинка – Сори (Sori)
Спинка клинка – Мунэ (Mune)
Собственно режущая кромка лезвия – Ха (Ha)
Цуба – (Tsuba) – по сути гарда, несущая ту же цель – защитить кисть.
Также на рисунке не показана Ясури (Yasuri Mei)- насечка на хвостовике, используемая с целью увеличить общую площадь соприкосновения рукоятки и хвостовика, таким образом предотвратить выскальзывание клинка из рукоятки и уменьшить напряжения, передаваемые от клинка к рукояти и обратно.Кроме этого – насечка позволяла еще раз передать неповторимый стиль производителя, как бы еще раз ставя его подпись на ней.
Каждый из оружейных мастеров изготавливал клинок по своему, что несомненно сказывалось на форме тех или иных частей клинка.
Каждая из деталей, несет свою особую смысловую нагрузку, каждая мелочь, которую только можно представить при изготовлении клинка строго регламентировалась при производстве той или иной мастерской,
что позволяло создавать настоящие шедевры искусства, клинки, которые становились продолжением руки человека, владеющего этим клинком.
Видео о катане. – Здесь можно посмотреть видео о катане.

Катана
Катана