Самурайская сталь. Часть пятая

Другой принцип, по которому образовывалась линия “хамон”, стал поводом для того, чтобы называть ее “линией закалки”. Схема “кобуси”, испотльзуемая при закалке мечей, представлялась довольно оригинальной, в процессе особым способом образовывалась видимая линия “хамон”. Незыблимый принцип, которого придерживались японкие кузницы, представлялся как “твердое лезвие – мягкий обух”, согласно ему применялась технология, используемая в раннем средневековье также иногда и в Европе.

Клинок обмазывали глиной так, чтобы лезвие оставалось открытым, после того, как высыхала обмазка, его осторожно нагревали и закаливали в воде.  За счет невысокой теплопроводности глины, закрытые ею части клинка медленно охлаждались, образовывая мягкие закалочные структуры. В свою очередь открытое лезвие закаливалось “насухо”. Доступная огню закаленная часть клинка у оружейников Японии называется “яки-ба” (“обожженное лезвие”).

Великих мастеров эпохи Кото, которые ценили строгую красотуразумной достаточности, сменили оружейники, которые уделяли большое внимание внешней красоте клинка. Так, если Масамунэ вполне ограничивались тем, что создавали волнистую линию “хамон”, то спустя время возникли ее разновидности, весьма причудливых типов, такие как “хризантемы в воде” или же “цветущие гвоздики”.  Также уделять повышенное внимание стали всякого рода блестящим точечкам, пятнышкам, находящимся на поверхности клинков, для того, чтобы выявить их, полировка была доведена до невероятного совершенства. Иногда шлифовка производится на 12-15 камнях, обладающих разной зернистостью. Такой процесс длится порядка двух недель. Етественно, что такая дорогостоящая отдлека, оценивающаяся в несколько тысяч у.е., предназначена только лишь для мечей высокого класса, на таких мечах, благодаря умелому проявлению структуры полировщикам удается расскрыть строение клинка. Это ведет к возникновению эффекта полупрозрачности металла.